Бесплатные Форекс Уроки - Как валюта может изменить мир - Влияние валютных котировок на экономику

Влияние валютных котировок на экономику

Один из самых интересных аспектов валютного рынка – это глобальное значение, которое имеет каждая валютная котировка.

Котировка любой валюты может очень быстро изменяться и поэтому время от времени она осознается нами как нечто мимолетное и довольно легковесное. Зачастую очень просто забыть, что эти изменения котировок способны нести с собой неприятные и даже очень тяжелые последствия для наших экономических систем – даже если валюта Вашей страны и не задействована напрямую в этой конкретной котировке.

Яркий пример, наглядно иллюстрирующий это утверждение – Япония и ее национальная валюта.

Традиционно экспортная экономика Японии очень сильно зависит от внешнеторгового баланса страны и общего состояния мировой экономики. При благоприятном раскладе многие страны продолжают приобретать японские товары. Но если иена становится более дорогой по сравнению с другими валютами, это делает покупку японских товаров более затратной для иностранных потребителей, что может весьма негативно повлиять на ситуацию в японской экономике и положение японских компаний, пытающихся продавать свои товары иностранным потребителям.

Давайте разберем очень простую аналогию, позволяющую увидеть, насколько на экономику Японии повлияет сильная иена, и более подробно рассмотрим одну из ведущих отраслей промышленности Японии - ту, с которой многие из нас, вероятно, уже давно и тесно знакомы, а именно автомобильную промышленность.

Представим, что один из крупных японских автопроизводителей находится в процессе расширения своей торговой экспансии в Соединенные Штаты. Ясно, что бизнес в Соединенных Штатах становится все более и более важной частью их стратегии роста. Если они будут продавать автомобили только в Японии, то окажутся не в состоянии продавать их достаточно для того, чтобы возместить все свои растущие накладные расходы. Подразумевается, что эта автокомпания будет терпеть убытки без своего американского бизнеса; таким образом, стратегия наращивания продаж автомобилей в Соединенных Штатах очень важна для их длительного роста, успеха и процветания.

Давайте предположим, что в течение одного года валютный курс пары USDJPY находился на уровне 100.00, и при этом производство базовой модели автомобиля обходилось нашей воображаемой автокомпании в 20,000$ или 2,000,000¥. Это позволяло компании оплачивать доставку и расходы по реализации автомобиля (еще 5,000$ или 500,000¥ за каждый автомобиль). Таким образом, получаем общую стоимость расходов на автомобиль до продажи - 25,000$ или 250,000¥.

Это нехитрая арифметика позволяет компании продавать каждый такой автомобиль за 30,000$ или 3,000,000¥, и получать прибыль в размере 5,000$ или 500,000¥ с каждой товарной единицы. В итоге каждый проданный автомобиль приносит компании 5,000$. Нижеприведенная таблица иллюстрирует наши расчеты:

Среднегодовой курс - ¥100 to $1 $ ¥

Стоимость производства автомобиля

 

2,000,000

Транспортировка и предпродажная подготовка

 

500,000

Общие затраты

 

2,500,000

Продажная цена

$30,000

¥3,000,000

Прибыль

 

¥500,000

 

Методом ускоренной перемотки на воображаемой машине времени передвинемся на один год вперед. Предположим, что в этом году валютный курс иены опустился до 75.00¥ за 1$. Это означает, что иена укрепилась по отношению к доллару и выросла на 25%, а для экспортеров в Японии бизнес стал намного более затратным.

Поясним данное утверждение.

Хотя производство базовой модели автомобиля стоит нынче тех же самых 2,000,000¥, что и в прошлом году, и в те же самые 500,000¥ обходится отправка и подготовка единицы продукции, но, тем не менее, изменившийся валютный курс окажет значительное влияние на нашу компанию-автопроизводителя.

Если они захотят продавать автомобили по той же самой стандартной цене, как и годом ранее, то будут вынуждены терпеть убытки. Так как иена стала теперь гораздо дороже по отношению к доллару, то наша компания, вероятно, столкнется с сокращением получаемой прибыли. Далее приведем таблицу, иллюстрирующую сценарий, при котором мы сохраняем ту же самую продажную долларовую цену перед лицом усиливающейся японской валюты.

Среднегодовой курс - ¥75 to $1 $ ¥

Стоимость производства автомобиля

 

2,000,000

Транспортировка и предпродажная подготовка

 

500,000

Общие затраты

 

2,500,000

Продажная цена

$30,000

¥2,250,000

Убыток

 

¥250,000

 

Заметьте, что, хотя производственные затраты и продажная цена остались теми же самыми, что и годом ранее, изменение валютного курса иены означает для нашей воображаемой компании, что тот же самый автомобиль в базовой версии, приносивший ей ранее прибыль в размере 500,000¥, теперь приносит убыток в размере 250,000¥.

Лишь за один год для каждого произведенного автомобиля образовалась разница в 750,000¥ - и только потому, что японцы вынуждены использовать более дорогую иену.

И этот фактор может оказать серьезное влияние на экономику, особенно на такую, которая ориентируется на постоянный экспорт товаров.

Как можно предположить, стратегия сохранения прежней продажной цены - неприемлемая в данном случае бизнес-стратегия. Но многие японские компании интересуются долгосрочными перспективами, таким образом, следует рассмотреть и некоторые альтернативные бизнес-стратегии.

Допустим, что наша компания хочет гарантировать себя прибыли. Таким образом, они производят математические расчеты, из которых следует, что они могут выйти на прибыль, если поднимут продажную цену до 35,000$. Приведенная ниже таблица иллюстрирует это изменение цены.

Среднегодовой курс - ¥75 to $1 $ ¥

Стоимость производства автомобиля

 

2,000,000

Транспортировка и предпродажная подготовка

 

500,000

Общие затраты

 

2,500,000

Продажная цена

$35,000

¥2,625,000

Прибыль

 

¥125,000

 

Повышение продажной цены на базовую модель до 35,000$ за автомобиль означает, что теперь компания может получить прибыль в 125,000¥ за единицу продукции. А ведь это лишь половина от той прибыли, которая была получена в прошлом году. Но мы должны учитывать еще один, причем очень важный фактор, влияющий на наше уравнение; и этот фактор – потребительский спрос.

Потребители замечают, что тот же самый автомобиль, который годом ранее стоил 30,000$, теперь обойдется им в $35,000 – а ведь это увеличение цены почти на 15%. Так что теперь потенциальные клиенты японской компании наверняка рассмотрят и другие варианты - другие модели других автопроизводителей, с которыми они могут получить больше опций за те же деньги.

Но компании приходится иметь дело не только с уменьшающимся спросом со стороны потребителей, отпугиваемых более высокими ценами (сразу вспоминается термин «ценовой шок»). Ей также придется столкнуться со своими собственными акционерами, которые будут крайне недовольны тем, что их прибыль очень сильно уменьшилась, хотя продажи при этом остались на прежнем уровне.

Таким образом, хотя продажная цена в 35,000$ и могла бы принести компании прибыль, это вряд ли будет для нее приемлемым выбором, поскольку этот шаг может отпугнуть потребителей и расстроить ее собственных акционеров. Так что компания испробует еще более высокие продажные цены. Продажная цена в 40,000$ потенциально способна умиротворить акционеров компании, таким образом, компания также рассмотрит и этот вариант. Нижеприведенная таблица покажет нам потенциальный размер прибыли в случае с продажной ценой в 40,000$.

Среднегодовой курс - ¥75 to $1 $ ¥

Стоимость производства автомобиля

 

2,000,000

Транспортировка и предпродажная подготовка

 

500,000

Общие затраты

 

2,500,000

Продажная цена

$40,000

¥3, 000,000

Прибыль

 

¥500,000

 

Заметьте, что прибыль, получаемая компанией с единицы выпускаемой продукции, является такой же самой, что и годом ранее; вот только компания была бы вынуждена увеличить цену автомобиля на 33%, чтобы в итоге получить ту же самую сумму!

Но вот в чем главный вопрос – Вы всерьез думаете, что компания сможет продать то же самое количество автомобилей за 35,000$, как те, что она продавала по 30,000$? А что насчет цены в 40,000$?

Ясно, что ответ очевиден – нет!

Суть дела заключается в том, что потребители очень остро ощущают рост цен, и вышеупомянутые изменения продажной цены на базовую модель на 15% или на 33% могут заставить их задуматься над приобретением других моделей у других производителей.

 

Далее